Система смазки автомобиля
Автомобильный транспорт Украины в силу ряда причин приобретает все большее значение. Автомобили широко используются во всех отраслях народного хозяйства выполняют значительный объем транспортных работ, а точнее служит для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобили имеют широкий спектр применения в различных средах и различных климатических условиях и в связи с этим подвергаются нагрузкам. Поэтому техническое состояние автомобиля как и всякой другой машины в процессе длительной эксплуатации не остается неизменным. Оно ухудшается в следствии изнашивания деталей и механизмов , поломок и других неисправностей, что приводит к снижению эксплуатационных качеств автомобиля.
Основным средством уменьшения изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностей автомобиля, то есть поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания и ремонта, как капитального так и текущего. Техническое состояние так же зависит от условий хранения автомобиля.
Знание всех факторов и закономерностей изменений технического состояния автомобилей позволяет правильно организовать работы по повышению его мощности и долговечности, путем своевременного и высококачественного технического обслуживания.
Система смазки двигателя автомобиля
Моторное масло выполняет в двигателе ту же жизненно важную роль, которую выполняет кровь в организме человека. Никакая другая жидкость не влияет так на работу двигателя и срок его службы, как моторное масло. Кроме основной функции , что касается смазки двигателя, оно также выполняет ряд других. Но все те преимущества , которые дает нам моторное масло, ничего не значат, если масло не циркулирует, как положено, по всем двигателю, обеспечивая необходимую для его работы смазку.
Сегодня мы рассмотрим систему смазки автомобильного двигателя: как она действует и какие проблемы могут возникнуть, если не поддерживать ее на должном уровне. Обычно это случается, когда «отрабатываются» детали двигателя в результате большого пробега, или в результате повреждений, вызванных грязным моторным маслом.
Разумеется, основная задача моторного масла состоит в том, чтобы способствовать равной работе всех деталей двигателя. Подвижные механические части, такие как кулачки, зубчатые шестерни, подшипники коленвала, коленвал, поршни и клапаны - все они требуют того , чтобы их трения с помощью моторного масла сведены к минимуму. Моторное масло выполняет эту функцию, образуя своего рода «барьер» с масляной пленки, которая защищает детали двигателя.
Во время работы между подвижными деталями двигателя возникает трение. Если бы не было масла, происходило бы их очень быстрое стирание. Возьмем, например, коленчатый вал . Циркулирующее масло фактически «поддерживает» его в подшипниках. По сути, коленвал как бы вращается быстрее в масле, чем в подшипниках, и таким образом резко снижается трение. Но, несмотря на то, что масло снижает трение, оно (трение) все равно будет существовать из-за того тепла, образующегося при работе двигателя.
Рассмотрим движение коленчатого вала. Во время быстрого движения по трассе тахометр автомобиля может показывать до 3000 оборотов в минуту (и даже больше). Для водителя эта цифра может ничего не значить, но 3000 оборотов в минуту могут привести к такому трение, которое потенциально разрушит двигатель. Ведь это означает, что коленвал двигателя вращается со скоростью 50 раз в секунду! При таком трении производится много тепла, и его необходимо каким-то образом удалять.
Точно так же, как и охлаждающая жидкость, циркулирующая в двигателе масло забирает большую часть тепла от движущихся деталей. Но охлаждающая жидкость не циркулирует вокруг поршней и подшипников и не омывает такие не работают части двигателя, как блок цилиндров. Поэтому важно, чтобы масло поглощало тепло из всех этих деталей.
Кроме того, выступая в роли охлаждающего и смазочного вещества, моторное масло может также выполнять функцию гидравлической жидкости внутри толкателей клапанов, тем самым помогая поддерживать в клапанах нужен зазор.
В некоторых двигателях последних моделей с переменным механизмом газораспределения - моментом открытия или закрытия клапанов, моторное масло также приводит в движение этот механизм.
Для правильного выполнения этих важных функций необходимо постоянное снабжение двигателя чистым маслом, качество которого не ухудшается от резких перепадов температур, влияющих на масло каждый раз, как только заводят двигатель.
Чтобы масло могло выполнять вышеперечисленные функции, нужно обеспечить его циркуляцию во всех частях двигателя, где это необходимо. Циркуляция осуществляется с помощью насоса, забирает масло из картера и нагнетает его под определенным давлением в систему смазки. Без этого масло стекало бы вниз на поддон картера. При этом детали двигателя подвергались бы трения, нагрева и износа, а это, несомненно, приводило бы к их разрушению.
Система смазки довольна проста. Масляный насос качает масло из поддона картера и пропускает его через фильтр. Далее оно подается в основные масляные каналы двигателя. В результате создается давление масла. Затем масло направляется в те места, где оно необходимо: в основные подшипники, поршневую группу, механизм газораспределения.
Важным свойством масла, которое влияет на давление, является его вязкость. Вязкость замедляет текучесть масла, когда оно омывает каналы и подшипники двигателя.
Кроме вязкости, на степень давления масла внутри системы также влияет зазор в подшипниках. Чем меньше зазор - тем больше давление.
Так как масло распределяется по всему двигателю с помощью давления, то его падение сразу же влияет на способность масла циркулировать. По мере «старения» двигателя, зазоры, которые когда-то помогали поддерживать давление масла на оптимальном уровне, становятся уже не такими плотными, а это ведет к уменьшению давления. В результате двигатель быстрее изнашивается.
Лучший способ избежать старения двигателя и возникают в результате проблем с давлением заключается в соблюдении графика прохождения регулярного технического обслуживания.
Еще одна проблема, которая может сильно повлиять на давление масла, скрывается в работе самого масляного насоса. Загрязненный и отработанное масло может привести к тому, что система смазки перестанет эффективно выполнять свои функции по циркуляции. В крайних случаях это может вывести из строя всю систему подачи масла.
Для очистки масла в насосе установлены сито-подборщики. Надо заметить, что их конструкция довольно грубая и позволяет задерживать только крупные частицы грязи, которые находятся в масле. Для водителей, нерегулярно производят замену масла, это может стать настоящей проблемой. Дело в том, что зазоры между шестернями и кожухом внутри масляных насосов составляют всего несколько тысячных дюйма - более крупные частицы грязи, прошли сито, застревают и накапливаются в зазорах, что приводит к их износа. По мере увеличения износа зазоры увеличиваются - в результате масляный насос работает менее эффективно. А как только ухудшается работа насоса, соответственно падает давление масла, что может привести к поломке двигателя. Кроме потери давления масла, загрязнения , содержащиеся в масле, могут забиться в насос и поломать его, и тогда масло вообще перестанет поступать в двигатель. Если сразу же не заглушить двигатель, он может вообще выйти из строя.
Самый простой и эффективный способ уменьшения износа заключается в том, чтобы строго придерживаться графика технического обслуживания автомобиля. А регулярная своевременная замена масла, способствует освобождению системы смазки от грязи и обеспечения плотного зазора в двигателе, так необходимого для поддержания нужного давления масла, жизненно важна для того, чтобы Ваш автомобиль как можно дольше находился в рабочем состоянии.
Система смазки двигателя автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Особенности конструкции и проверка технического состояния
Под давлением смазываются: подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысла клапанов. Кулачки распределительного вала смазываются струей масла, поступающего из специального отверстия, выполненного в коромысле.
Стенки цилиндров, поршни с поршневыми пальцами, втулки верхних головок шатунов, привод распределителя зажигания и бензинового насоса, стержни клапанов в их направляющих втулках смазываются маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиванием двигаются.
Навесные агрегаты - водяной насос, датчик-распределитель зажигания, генератор и стартер снабжены подшипниками, не требующими в процессе эксплуатации пополнения смазки.
Система смазки двигателя (1) включает: масляный картер 15 с пробкой для слива масла, масляный насос 12 с редукционным клапаном 10 маслопри-мачив 16 с фильтром трубой очистки, полнопоточный фильтр 8 с предохранительным и протидренажний клапанами, систему масляных каналов в блоке цилиндров, головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, датчик указателя давления и маслоналивную горловину.
Об отсутствии давления масла водителю сигнализирует лампочка, ее датчик ММ111Д установлен на главном маслораздаточные канале в средней части блока цилиндров с левой стороны.
При нормальном состоянии двигателя давление масла в системе смазки при температуре масла 80 С и частоте вращения коленчатого вала 4000 мин "(об / мин) должно быть 0,3-0,5 МПа (3-5 кгс / см ') и при 1000 мин "(об / мин) менее 0,07 МПа (0,7 кгс / см").
Маслозаливная горловина, через которую двигатель заправляется маслом, находится на крышке головки цилиндров. Горловина герметично закрывается пробкой.
Приемник масляного насоса подает штампованный колпак с фильтрующей сеткой и маслоподводящей трубкой. К масляному насосу крепится фланцем через уплотнительное кольцо двумя болтами М6.
Стержневой указатель уровня масла установлен в трубке из правой части блока двигателя и уплотненный прокладкой. На нижней части стержня сделаны две метки, расположенные на расстоянии 20 мм друг от друга.
Нижняя соответствует минимальному, а верхняя-максимального уровня масла.
Уровень масла в масляном картере считается нормальным, если след от него лежит между метками.
Масляный картер отлит из магниевого сплава. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для масла. Крепится картер до нижнего фланца блока двигателя болтами с резьбой М6. Уплотнение достигается установкой прокладки 18 толщиной 3 мм. Полость масляного картера корытообразный формы, имеет развитую переднюю часть, в которой размещается маслоприемник.
Для предотвращения чрезмерного расплескивания масла при езде в картере отлиты вертикальные поперечные перегородки. В нижней части картера отлита Бонка с резьбой М18 х 1,5 для маслосливного пробки.
Проверка системы смазки
Ремонт системы смазки заключается, главным образом, в устранении течи, в выявлении и ликвидации причин падения давления в системе, в проверке состояния узлов и элементов системы смазки при полной разборке двигателя.
Замена масла
Во время эксплуатации автомобиля уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи верхней метки маслоизмерителя.
При проверке уровня масла автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке. Наиболее правильно проверять уровень масла через 3-5 мин после остановки прогретого двигателя.
Масло заливайте в масляный картер через маслозаливную горловину, расположенную на крышке голов-ки цилиндров. При заливке рекомендуется пользоваться воронкой с мелкой сеткой.
При смене масла сливайте его из прогретого двигателя через отверстие, расположенное в нижней части масляного картера, предварительно отверните пробку и снимите прокладку. При этом откройте крышку маслозаливной горловины. После слива масла из кар-тера, после пробега 45 000 км рекомендуете промыть систему смазки двигателя, для чего заверните сливную пробку, залейте 2,-2,75 л моющего, масла и дайте двигателю проработать на холостом ходу с частотой вращения коленчатого вала 950-1050 мин "(об / мин) в течение 10 мин.
Затем промывочное масло слейте, замените масляный фильтр и залейте 3,45 л чистого масла.
Пустите двигатель, прогрейте его и остановите через 3-5 мин, проверьте уровень масла и при необходимости долейте по верхнюю отметку маслоизмерителя.
В случае необходимости проверки меток на маслоизмерительном стержни указателя уровня масла, установите новый масляный фильтр, залейте 2,45 л масла в масляный картер двигателя. Пустите двигатель и дайте проработать 3-5 мин для заполнения системы смазки, после чего остановите его и через 3-5 мин проверьте нижнюю отметку, затем долейте один литр масла и проверьте верхнюю отметку.
Устранение течи в системе смазки
Течь масла из-под передней манжеты коленчатого вала оказывается по подтеками на корпусе масляного насоса, течь из-под манжеты распределительного вала - по подтеками на торце головки цилиндров.
Для замены передней манжеты снимите силовой агрегат с автомобиля, порядок операций описан в разделе «Снятие и установка силового агрегата». Снимите масляный насос, выполнив необходимые операции раздела «Разборка двигателя» и замените в корпусе масляного насоса манжету, как указано в разделе «Проверка состояния манжет коленчатого вала».
Установите масляный насос на двигатель, как указано в разделе «Сборка двигателя» и произведите сборку в обратной последовательности . Для замены манжеты распределительного вала без снятия силового агрегата с автомобиля сними-е головку цилиндров (см. «Снятие головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля"), выньте из головки распределительный вал и замените манжету, как указано в разделе «Проверка состояния маслоотражательного колпачков и манжеты распределительного вала ». Течь задней манжеты коленчатого вала оказывается обычно при появлении масла в разъеме картера двигателя и картера сцепления или при пробуксовке сцепления. Для замены этой манжеты снимите силовой агрегат с автомобиля, отсоедините коробку передач и, сняв маховик и держатель, замените манжету.
Выявление и устранение причин падения давления в системе смазки
Если лампочка, сигнализирующая об аварийном давления масла, не гаснет при движении автомобиля со скоростью выше 40 км / ч на четвертой передаче при температуре масла 80 ... 85 С, это свидетельствует о падении давления в системе смазки ниже предельно допустимого и указывает о необходимости ремонта.
Возможные причины падения давления перечисленные в разделе «Возможные неисправности».
Вывод о падении давления через увеличенных зазоров в подшипниках коленчатого вала можно принять, только убедившись в отсутствии других причин. При этом обязательно убедиться в исправности редукционного клапана (расположен в масляном насосе).
Масляный фильтр (рис. 4) - полнопоточный, с основным бумажным фильтрующим элементом 10 пропускным клапаном 2 и протидренажний клапаном 7. Крепится фильтр на специальном резьбовом штуцере. Уплотнение обеспечивается резиновой прокладкой 9.
Фильтр неразборный и установлен горизонтально на левой части блока двигателя. Он смонтирован в стальном корпусе штампованных и заменяется в сборе. Фильтр включен последовательно в главную масляную магистраль двигателя непосредственно после масляного насоса.
Таким образом обеспечивается очистка всего масла, подводится под давлением к трущимся. Масло проходит через поры бумажного и пластмассового фильтрующих элементов, очищается при этом от загрязнений и поступает в центральную полость, откуда через отверстие штуцера попадает в главный масляный канал блока двигателя.
При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости применяемого масла за счет перепада давления между внешней 5 и центральной 4 полостями фильтра открывается перепускной клапан 2, пропускает в масляную магистраль неочищенное масло. Таким образом, трущиеся поверхности будут избавлены от масляного голодания.
Кроме перепускного клапана 2, фильтр имеет протидренажний клапан 7, выполненный в виде манжеты с специальной резины. Он пропускает масло в фильтр и не позволяет ему вытечь в масляный картер.
Итак, полость фильтра и часть каналов системы смазки при выключенном двигателе оказываются заполненными маслом. Масляный фильтр меняется после пробега автомобилем первый 5000 км, а затем после пробега каждых 15 000 км.
Система вентиляции картера
При работе двигателя в его картер через неплотности прилегания деталей поршневой группы и клапанного механизма попадают пары топлива и продукты сгорания. Взаимодействуя с распыленным нагретым маслом, эти вещества способствуют образованию пены, различных отложений летучих веществ, которые вместе с продуктами сгорания объединяются под общим названием «картерных газов».
Кроме того, проникающие в картер отработавшие газы могут создать в нем избыточное давление, способствует истечению масла из двигателя через уплотнения. Для удаления картерных газов и снижения давления во внутренней полости картера в двигателе применена принудительная система вентиляции картера, закрытого типа. Система вентиляции включает в себя крышку 9 головки цилиндров со штуцером, прокладку 8 и маслоотражатель 10.
Система обеспечивает отсос картерных газов в очищенную полость воздушного фильтра и под дроссельную заслонку смесительной камеры карбюратора через калибровочное отверстие диаметром 1,5 мм, для их дожигания.
Такое устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасывается из картера газов в зависимости от режима работы двигателя. При холостом ходе двигателя, а также его работе на малых нагрузках отсос картерных газов происходит в смесительную камеру под дроссельную заслонку карбюратора.
С открытием дроссельной заслонки разрежение в смесительной камере уменьшается, а скорость потока и количество воздуха, проходящего через воздушный фильтр, увеличивается, обеспечивая наибольший отсасывания картерных газов через воздушный фильтр.
Промывка системы вентиляции картера
Для промывания отсоедините шлейке, снимите крышку головки цилиндров и снимите с нее маслоотражатель.
Промойте бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе.
Проверьте чистоту внутренней поверхности шлангов и герметичность их соединения в местах затягивания хомутов.
Масляный насос шестеренчатого типа внутреннего зацепления, односекционный, установленный в передней части блока цилиндров.
Корпус 1 отлит из алюминиевого сплава и одновременно он является передней крышкой блока цилиндров. В корпусе расположены ведущая 5 и ведомая 4 шестерни, редукционный клапан 7 и манжета 6 переднего носка коленчатого вала. Ведущая шестерня 5 имеет проточку диаметром 39 мм для установки на выступление корпуса насоса и выступления В, которыми приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала, имеет лысухи.
Ведомая шестерня 4 свободно вращается в расточке корпуса, в нижней части ее внутренние зубы входят в зацепление с внешними зубьями ведущей шестерни. Крышка 2 масляного насоса стальная шлифованная, крепится к корпусу шестью винтами Мб. Между корпусом и крышкой прокладка не ставится.
Для защиты каналов и уплотнений от разрушения при чрезмерном повышении давления масла служит редукционный клапан. Диаметр шарика 7 и жесткость его пружины подобраны так, что при увеличении давления в системе смазки выше 0,55 МПа (5,5 кгс / см ') клапан открывается и пропускает часть масла в блок цилиндров.
Разборка и сборка масляного насоса Обычно в условиях эксплуатации не возникает не необходимости в ревизии масляного насоса. Только при разборке двигателя после длительной эксплуатации целесообразно разобрать масляный насос для проверки состояния его деталей Закрепите масляный насос в тисках, проследив за тем, чтобы не повредить корпус.
Отверните шесть винтов крепления крышки масляного насоса и снимите крышку, ведущую и ведомую шестерни. После разборки все детали насоса тщательно промойте и продуйте сжатым воздухом.
Тщательно осмотрите крышку и корпус насоса, при наличии значительного износа детали замените. Осмотрите ведущую и ведомую шестерни, при наличии повышенного износа замените их.
Проверьте зазор между рабочими поверхностями зубьев в зацеплении шестерен, этот зазор должен находиться в пределах 0,05-0,22 мм.
Предельный износ по зазора равна 0,30 мм (при увеличении этого зазора шестерни замените).
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса с по-мощью щупа; монтажный диаметральный зазор равен 0,105-0,175 мм. Этот зазор меняется очень мало, если этот зазор увеличится более 0,22 мм, замените корпус насоса, а если необходимо, то и шестерню.
Проверьте зазор щупом между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом; монтажный зазор составляет 0,140-0,216 мм. При увеличении зазора более 0,25 мм замените наиболее изношенную деталь или обе.
Проверьте зазор щупом между внутренним диаметром ведущей шестерни и выступлением корпуса (монтаж-ный зазор составляет 0,050-0,10 мм), при увеличении зазора более 0,15 мм замените наиболее изношенную деталь или обе.
Проверьте зазор щупом между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса; этот зазор равен 0,05-0,122 мм. Если зазор больше 0,15 мм, припилите плоскость прилегания корпуса к крышке или замените корпус насоса.
Проверьте неплоскостность крышки (допускается не более 0,03 мм), при необходимости прошлифуйте или притира плоскость (толщина крышки после шлифовки не должна быть меньше 4,20 мм).
Соберите масляный насос в последовательности, обратной разборке. При этом шестерни масляного насоса установите так, чтобы торцы с фаской были обращены в сторону корпуса, после установки шестерни обильно смажьте моторным маслом.
Проверьте легкость вращения шестерен масляного насоса. После сборки проверьте давление масляного насоса на специальном стенде. br> Давление, создаваемое масляным насосом, при частоте вращения 2000 мин "(об / мин) ведущего вала на масле индустриальном И-Г-А-32 при температуре (25 + 8) 'С при выпуске масла из насоса через отверстие диаметром 4 2 мм, длиной 40 мм должно быть 0,325-0,425 МПа (3,25-4,25 кгс / см ").
Проверка состояния редукционного клапана
Отверните пробку 9 редукционного клапана, снимите прокладку, выньте пружину и шарик.
Промойте детали и масляные каналы в корпусе масляного насоса.
При необходимости для плотности прилегания шарика к гнезду корпуса насоса его можно прикончить. Диаметр шарика 11,509 мм.
Проверьте пружину редукционного клапана на отсутствие натирая на нитях и по упругости. При уменьшении нижней границы нагрузки на 55 пружину замените.
Соберите редукционный клапан в последовательности, обратной разборке. Пробку редукционного клапана затяните усилием затяжки 40-50 Н.м (4-5 кгс. М). Редукционный клапан в процессе эксплуатации не регулируется. При проверке на стенде редукционный клапан должен срабатывать (пропускать масло в полость картера двигателя) при давлении 0,55-0,75 МПа (5,5-7,5 кгс / см ").
На двигателе при проверке давления манометром, установленным вместо датчика давления, редукционный клапан должен срабатывать (с учетом потерь в магистрали) при давлении на манометре не менее 0,45 МПа (4,5 кгс / см ").
Соблюдение правил техники безопасности
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполняют в предназначенных для этого местах (на постах).
На рабочих местах должны обеспечиваться безопасные условия для проведения работ. Оборудование, инструмент и должны соответствовать характеру выполняемой работы и не допускать травм различной категории на предприятии.
В случае принудительного передвижения-автомобилей с поста на пост поточной линии предусматривают световую или звуковую сигнализацию.
После сигнала о начале передвижения конвейера рабочие должны покинуть рабочие места, выйти из смотровой ямы и отойти от конвейера.
Для экстренной остановки конвейера на каждом посту есть кнопка «Стоп».
Электрическое оборудование стенда для диагностики с беговыми барабанами (пульт управления, аппаратные шкафы, деки барабанов и др.)
На конец смены следует выключить рубильник.отвода, закрыть краны топливных баков, перекрыть вентиль доступа сжатого воздуха.
При работе под перевернутой кабины автомобиля, положение ограничителя надо зафиксировать, в случае опускания кабины надежно закрепить подъемный механизм и правильно установить предохраняет крюк в пазы опорной балки.
Пуск двигателя надо, производить стартером, как и включение-пусковой рукояткой. Чтобы избежать травмирования кисти, рукоятку нужно держать так, чтобы все пальцы правой руки размещались по одну сторону ручки. Возвращать коленчатый вал надо только снизу вверх, вокруг - запрещается.
Пускать газовый двигатель с утечкой газа не допускается.
Регулирующие работы с двигателем, который работает, следует выполнять на специальном посту местной вентиляцией для удаления отработанных газов.
Запрещается:
Подтягивать детали газобаллонного оборудования автомобиля и выполнять другой ремонт, если в узлах и трубопроводах находится газ под давлением.
В помещениях для ТО и ремонта автомобилей запрещается оставлять пустую тару с топливом и смазочными материалами . Простое топливо или олифу немедленно убрать или засыпать песком или опилками. После завершения работы все использованные тряпки следует составить в специальную тару.
Техническое обслуживание и ремонт системы питания, снятых с автомобилей, выполняют в цехе (на участке). -около ванны мойки деталей системы питания, у станков для разборки-сборки, проверки и регулировки приборов, а также у токарного станка должны быть вентиляционные вытяжки.
Работу, связанную с зачисткой деталей вперед пайкой, выполняют на рабочих местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией. Топливные баки и тару из-под горючих смесей перед ремонтом надо промыть горячей водой, пропарить паром, промыть каустической содой и просушить горячим паром или воздухом.
Загорание нужно тушить с помощью огнетушителей, песком или струей распыляется воды. Баллоны с газом следует поливать холодной водой, чтобы предотвратить повышение давления в них.
Мойка автомобильных агрегатов и деталей осуществляется на моечном участке, под которым имеется благоустойчивое покрытие и уклон для стока воды. Участок оборудуют: поточно-вытяжной вентиляцией, а моечные ванны - вытяжными зонтами. Перед приготовлением и использованием моющих растворителей следует надевать резиновый фартук, сапоги, перчатки, а также защитные очки.