Система смазки автомобиля
Система смазки двигателя автомобиля
Моторное масло выполняет в двигателе ту же жизненно важную роль, которую выполняет кровь в организме человека. Никакая другая жидкость не влияет так на работу двигателя и срок его службы, как моторное масло. Кроме основной функции , что касается смазки двигателя, оно также выполняет ряд других. Но все те преимущества , которые дает нам моторное масло, ничего не значат, если масло не циркулирует, как положено, по всем двигателю, обеспечивая необходимую для его работы смазку.
Сегодня мы рассмотрим систему смазки автомобильного двигателя: как она действует и какие проблемы могут возникнуть, если не поддерживать ее на должном уровне. Обычно это случается, когда «отрабатываются» детали двигателя в результате большого пробега, или в результате повреждений, вызванных грязным моторным маслом.
Разумеется, основная задача моторного масла состоит в том, чтобы способствовать равной работе всех деталей двигателя. Подвижные механические части, такие как кулачки, зубчатые шестерни, подшипники коленвала, коленвал, поршни и клапаны - все они требуют того , чтобы их трения с помощью моторного масла сведены к минимуму. Моторное масло выполняет эту функцию, образуя своего рода «барьер» с масляной пленки, которая защищает детали двигателя.
Во время работы между подвижными деталями двигателя возникает трение. Если бы не было масла, происходило бы их очень быстрое стирание. Возьмем, например, коленчатый вал . Циркулирующее масло фактически «поддерживает» его в подшипниках. По сути, коленвал как бы вращается быстрее в масле, чем в подшипниках, и таким образом резко снижается трение. Но, несмотря на то, что масло снижает трение, оно (трение) все равно будет существовать из-за того тепла, образующегося при работе двигателя.
Рассмотрим движение коленчатого вала. Во время быстрого движения по трассе тахометр автомобиля может показывать до 3000 оборотов в минуту (и даже больше). Для водителя эта цифра может ничего не значить, но 3000 оборотов в минуту могут привести к такому трение, которое потенциально разрушит двигатель. Ведь это означает, что коленвал двигателя вращается со скоростью 50 раз в секунду! При таком трении производится много тепла, и его необходимо каким-то образом удалять.
Точно так же, как и охлаждающая жидкость, циркулирующая в двигателе масло забирает большую часть тепла от движущихся деталей. Но охлаждающая жидкость не циркулирует вокруг поршней и подшипников и не омывает такие не работают части двигателя, как блок цилиндров. Поэтому важно, чтобы масло поглощало тепло из всех этих деталей.
Кроме того, выступая в роли охлаждающего и смазочного вещества, моторное масло может также выполнять функцию гидравлической жидкости внутри толкателей клапанов, тем самым помогая поддерживать в клапанах нужен зазор.
В некоторых двигателях последних моделей с переменным механизмом газораспределения - моментом открытия или закрытия клапанов, моторное масло также приводит в движение этот механизм.
Для правильного выполнения этих важных функций необходимо постоянное снабжение двигателя чистым маслом, качество которого не ухудшается от резких перепадов температур, влияющих на масло каждый раз, как только заводят двигатель.
Чтобы масло могло выполнять вышеперечисленные функции, нужно обеспечить его циркуляцию во всех частях двигателя, где это необходимо. Циркуляция осуществляется с помощью насоса, забирает масло из картера и нагнетает его под определенным давлением в систему смазки. Без этого масло стекало бы вниз на поддон картера. При этом детали двигателя подвергались бы трения, нагрева и износа, а это, несомненно, приводило бы к их разрушению.
Система смазки довольна проста. Масляный насос качает масло из поддона картера и пропускает его через фильтр. Далее оно подается в основные масляные каналы двигателя. В результате создается давление масла. Затем масло направляется в те места, где оно необходимо: в основные подшипники, поршневую группу, механизм газораспределения.
Важным свойством масла, которое влияет на давление, является его вязкость. Вязкость замедляет текучесть масла, когда оно омывает каналы и подшипники двигателя.
Кроме вязкости, на степень давления масла внутри системы также влияет зазор в подшипниках. Чем меньше зазор - тем больше давление.
Так как масло распределяется по всему двигателю с помощью давления, то его падение сразу же влияет на способность масла циркулировать. По мере «старения» двигателя, зазоры, которые когда-то помогали поддерживать давление масла на оптимальном уровне, становятся уже не такими плотными, а это ведет к уменьшению давления. В результате двигатель быстрее изнашивается.
Лучший способ избежать старения двигателя и возникают в результате проблем с давлением заключается в соблюдении графика прохождения регулярного технического обслуживания.
Еще одна проблема, которая может сильно повлиять на давление масла, скрывается в работе самого масляного насоса. Загрязненный и отработанное масло может привести к тому, что система смазки перестанет эффективно выполнять свои функции по циркуляции. В крайних случаях это может вывести из строя всю систему подачи масла.
Для очистки масла в насосе установлены сито-подборщики. Надо заметить, что их конструкция довольно грубая и позволяет задерживать только крупные частицы грязи, которые находятся в масле. Для водителей, нерегулярно производят замену масла, это может стать настоящей проблемой. Дело в том, что зазоры между шестернями и кожухом внутри масляных насосов составляют всего несколько тысячных дюйма - более крупные частицы грязи, прошли сито, застревают и накапливаются в зазорах, что приводит к их износа. По мере увеличения износа зазоры увеличиваются - в результате масляный насос работает менее эффективно. А как только ухудшается работа насоса, соответственно падает давление масла, что может привести к поломке двигателя. Кроме потери давления масла, загрязнения , содержащиеся в масле, могут забиться в насос и поломать его, и тогда масло вообще перестанет поступать в двигатель. Если сразу же не заглушить двигатель, он может вообще выйти из строя.
Самый простой и эффективный способ уменьшения износа заключается в том, чтобы строго придерживаться графика технического обслуживания автомобиля. А регулярная своевременная замена масла, способствует освобождению системы смазки от грязи и обеспечения плотного зазора в двигателе, так необходимого для поддержания нужного давления масла, жизненно важна для того, чтобы Ваш автомобиль как можно дольше находился в рабочем состоянии.