Система смазки автомобиля
Система смазки двигателя автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Особенности конструкции и проверка технического состояния
Под давлением смазываются: подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысла клапанов. Кулачки распределительного вала смазываются струей масла, поступающего из специального отверстия, выполненного в коромысле.
Стенки цилиндров, поршни с поршневыми пальцами, втулки верхних головок шатунов, привод распределителя зажигания и бензинового насоса, стержни клапанов в их направляющих втулках смазываются маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиванием двигаются.
Навесные агрегаты - водяной насос, датчик-распределитель зажигания, генератор и стартер снабжены подшипниками, не требующими в процессе эксплуатации пополнения смазки.
Система смазки двигателя (1) включает: масляный картер 15 с пробкой для слива масла, масляный насос 12 с редукционным клапаном 10 маслопри-мачив 16 с фильтром трубой очистки, полнопоточный фильтр 8 с предохранительным и протидренажний клапанами, систему масляных каналов в блоке цилиндров, головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, датчик указателя давления и маслоналивную горловину.
Об отсутствии давления масла водителю сигнализирует лампочка, ее датчик ММ111Д установлен на главном маслораздаточные канале в средней части блока цилиндров с левой стороны.
При нормальном состоянии двигателя давление масла в системе смазки при температуре масла 80 С и частоте вращения коленчатого вала 4000 мин "(об / мин) должно быть 0,3-0,5 МПа (3-5 кгс / см ') и при 1000 мин "(об / мин) менее 0,07 МПа (0,7 кгс / см").
Маслозаливная горловина, через которую двигатель заправляется маслом, находится на крышке головки цилиндров. Горловина герметично закрывается пробкой.
Приемник масляного насоса подает штампованный колпак с фильтрующей сеткой и маслоподводящей трубкой. К масляному насосу крепится фланцем через уплотнительное кольцо двумя болтами М6.
Стержневой указатель уровня масла установлен в трубке из правой части блока двигателя и уплотненный прокладкой. На нижней части стержня сделаны две метки, расположенные на расстоянии 20 мм друг от друга.
Нижняя соответствует минимальному, а верхняя-максимального уровня масла.
Уровень масла в масляном картере считается нормальным, если след от него лежит между метками.
Масляный картер отлит из магниевого сплава. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для масла. Крепится картер до нижнего фланца блока двигателя болтами с резьбой М6. Уплотнение достигается установкой прокладки 18 толщиной 3 мм. Полость масляного картера корытообразный формы, имеет развитую переднюю часть, в которой размещается маслоприемник.
Для предотвращения чрезмерного расплескивания масла при езде в картере отлиты вертикальные поперечные перегородки. В нижней части картера отлита Бонка с резьбой М18 х 1,5 для маслосливного пробки.
Проверка системы смазки
Ремонт системы смазки заключается, главным образом, в устранении течи, в выявлении и ликвидации причин падения давления в системе, в проверке состояния узлов и элементов системы смазки при полной разборке двигателя.
Замена масла
Во время эксплуатации автомобиля уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи верхней метки маслоизмерителя.
При проверке уровня масла автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке. Наиболее правильно проверять уровень масла через 3-5 мин после остановки прогретого двигателя.
Масло заливайте в масляный картер через маслозаливную горловину, расположенную на крышке голов-ки цилиндров. При заливке рекомендуется пользоваться воронкой с мелкой сеткой.
При смене масла сливайте его из прогретого двигателя через отверстие, расположенное в нижней части масляного картера, предварительно отверните пробку и снимите прокладку. При этом откройте крышку маслозаливной горловины. После слива масла из кар-тера, после пробега 45 000 км рекомендуете промыть систему смазки двигателя, для чего заверните сливную пробку, залейте 2,-2,75 л моющего, масла и дайте двигателю проработать на холостом ходу с частотой вращения коленчатого вала 950-1050 мин "(об / мин) в течение 10 мин.
Затем промывочное масло слейте, замените масляный фильтр и залейте 3,45 л чистого масла.
Пустите двигатель, прогрейте его и остановите через 3-5 мин, проверьте уровень масла и при необходимости долейте по верхнюю отметку маслоизмерителя.
В случае необходимости проверки меток на маслоизмерительном стержни указателя уровня масла, установите новый масляный фильтр, залейте 2,45 л масла в масляный картер двигателя. Пустите двигатель и дайте проработать 3-5 мин для заполнения системы смазки, после чего остановите его и через 3-5 мин проверьте нижнюю отметку, затем долейте один литр масла и проверьте верхнюю отметку.
Устранение течи в системе смазки
Течь масла из-под передней манжеты коленчатого вала оказывается по подтеками на корпусе масляного насоса, течь из-под манжеты распределительного вала - по подтеками на торце головки цилиндров.
Для замены передней манжеты снимите силовой агрегат с автомобиля, порядок операций описан в разделе «Снятие и установка силового агрегата». Снимите масляный насос, выполнив необходимые операции раздела «Разборка двигателя» и замените в корпусе масляного насоса манжету, как указано в разделе «Проверка состояния манжет коленчатого вала».
Установите масляный насос на двигатель, как указано в разделе «Сборка двигателя» и произведите сборку в обратной последовательности . Для замены манжеты распределительного вала без снятия силового агрегата с автомобиля сними-е головку цилиндров (см. «Снятие головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля"), выньте из головки распределительный вал и замените манжету, как указано в разделе «Проверка состояния маслоотражательного колпачков и манжеты распределительного вала ». Течь задней манжеты коленчатого вала оказывается обычно при появлении масла в разъеме картера двигателя и картера сцепления или при пробуксовке сцепления. Для замены этой манжеты снимите силовой агрегат с автомобиля, отсоедините коробку передач и, сняв маховик и держатель, замените манжету.
Выявление и устранение причин падения давления в системе смазки
Если лампочка, сигнализирующая об аварийном давления масла, не гаснет при движении автомобиля со скоростью выше 40 км / ч на четвертой передаче при температуре масла 80 ... 85 С, это свидетельствует о падении давления в системе смазки ниже предельно допустимого и указывает о необходимости ремонта.
Возможные причины падения давления перечисленные в разделе «Возможные неисправности».
Вывод о падении давления через увеличенных зазоров в подшипниках коленчатого вала можно принять, только убедившись в отсутствии других причин. При этом обязательно убедиться в исправности редукционного клапана (расположен в масляном насосе).
Масляный фильтр (рис. 4) - полнопоточный, с основным бумажным фильтрующим элементом 10 пропускным клапаном 2 и протидренажний клапаном 7. Крепится фильтр на специальном резьбовом штуцере. Уплотнение обеспечивается резиновой прокладкой 9.
Фильтр неразборный и установлен горизонтально на левой части блока двигателя. Он смонтирован в стальном корпусе штампованных и заменяется в сборе. Фильтр включен последовательно в главную масляную магистраль двигателя непосредственно после масляного насоса.
Таким образом обеспечивается очистка всего масла, подводится под давлением к трущимся. Масло проходит через поры бумажного и пластмассового фильтрующих элементов, очищается при этом от загрязнений и поступает в центральную полость, откуда через отверстие штуцера попадает в главный масляный канал блока двигателя.
При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости применяемого масла за счет перепада давления между внешней 5 и центральной 4 полостями фильтра открывается перепускной клапан 2, пропускает в масляную магистраль неочищенное масло. Таким образом, трущиеся поверхности будут избавлены от масляного голодания.
Кроме перепускного клапана 2, фильтр имеет протидренажний клапан 7, выполненный в виде манжеты с специальной резины. Он пропускает масло в фильтр и не позволяет ему вытечь в масляный картер.
Итак, полость фильтра и часть каналов системы смазки при выключенном двигателе оказываются заполненными маслом. Масляный фильтр меняется после пробега автомобилем первый 5000 км, а затем после пробега каждых 15 000 км.
Система вентиляции картера
При работе двигателя в его картер через неплотности прилегания деталей поршневой группы и клапанного механизма попадают пары топлива и продукты сгорания. Взаимодействуя с распыленным нагретым маслом, эти вещества способствуют образованию пены, различных отложений летучих веществ, которые вместе с продуктами сгорания объединяются под общим названием «картерных газов».
Кроме того, проникающие в картер отработавшие газы могут создать в нем избыточное давление, способствует истечению масла из двигателя через уплотнения. Для удаления картерных газов и снижения давления во внутренней полости картера в двигателе применена принудительная система вентиляции картера, закрытого типа. Система вентиляции включает в себя крышку 9 головки цилиндров со штуцером, прокладку 8 и маслоотражатель 10.
Система обеспечивает отсос картерных газов в очищенную полость воздушного фильтра и под дроссельную заслонку смесительной камеры карбюратора через калибровочное отверстие диаметром 1,5 мм, для их дожигания.
Такое устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасывается из картера газов в зависимости от режима работы двигателя. При холостом ходе двигателя, а также его работе на малых нагрузках отсос картерных газов происходит в смесительную камеру под дроссельную заслонку карбюратора.
С открытием дроссельной заслонки разрежение в смесительной камере уменьшается, а скорость потока и количество воздуха, проходящего через воздушный фильтр, увеличивается, обеспечивая наибольший отсасывания картерных газов через воздушный фильтр.
Промывка системы вентиляции картера
Для промывания отсоедините шлейке, снимите крышку головки цилиндров и снимите с нее маслоотражатель.
Промойте бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе.
Проверьте чистоту внутренней поверхности шлангов и герметичность их соединения в местах затягивания хомутов.
Масляный насос шестеренчатого типа внутреннего зацепления, односекционный, установленный в передней части блока цилиндров.
Корпус 1 отлит из алюминиевого сплава и одновременно он является передней крышкой блока цилиндров. В корпусе расположены ведущая 5 и ведомая 4 шестерни, редукционный клапан 7 и манжета 6 переднего носка коленчатого вала. Ведущая шестерня 5 имеет проточку диаметром 39 мм для установки на выступление корпуса насоса и выступления В, которыми приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала, имеет лысухи.
Ведомая шестерня 4 свободно вращается в расточке корпуса, в нижней части ее внутренние зубы входят в зацепление с внешними зубьями ведущей шестерни. Крышка 2 масляного насоса стальная шлифованная, крепится к корпусу шестью винтами Мб. Между корпусом и крышкой прокладка не ставится.
Для защиты каналов и уплотнений от разрушения при чрезмерном повышении давления масла служит редукционный клапан. Диаметр шарика 7 и жесткость его пружины подобраны так, что при увеличении давления в системе смазки выше 0,55 МПа (5,5 кгс / см ') клапан открывается и пропускает часть масла в блок цилиндров.
Разборка и сборка масляного насоса Обычно в условиях эксплуатации не возникает не необходимости в ревизии масляного насоса. Только при разборке двигателя после длительной эксплуатации целесообразно разобрать масляный насос для проверки состояния его деталей Закрепите масляный насос в тисках, проследив за тем, чтобы не повредить корпус.
Отверните шесть винтов крепления крышки масляного насоса и снимите крышку, ведущую и ведомую шестерни. После разборки все детали насоса тщательно промойте и продуйте сжатым воздухом.
Тщательно осмотрите крышку и корпус насоса, при наличии значительного износа детали замените. Осмотрите ведущую и ведомую шестерни, при наличии повышенного износа замените их.
Проверьте зазор между рабочими поверхностями зубьев в зацеплении шестерен, этот зазор должен находиться в пределах 0,05-0,22 мм.
Предельный износ по зазора равна 0,30 мм (при увеличении этого зазора шестерни замените).
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса с по-мощью щупа; монтажный диаметральный зазор равен 0,105-0,175 мм. Этот зазор меняется очень мало, если этот зазор увеличится более 0,22 мм, замените корпус насоса, а если необходимо, то и шестерню.
Проверьте зазор щупом между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом; монтажный зазор составляет 0,140-0,216 мм. При увеличении зазора более 0,25 мм замените наиболее изношенную деталь или обе.
Проверьте зазор щупом между внутренним диаметром ведущей шестерни и выступлением корпуса (монтаж-ный зазор составляет 0,050-0,10 мм), при увеличении зазора более 0,15 мм замените наиболее изношенную деталь или обе.
Проверьте зазор щупом между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса; этот зазор равен 0,05-0,122 мм. Если зазор больше 0,15 мм, припилите плоскость прилегания корпуса к крышке или замените корпус насоса.
Проверьте неплоскостность крышки (допускается не более 0,03 мм), при необходимости прошлифуйте или притира плоскость (толщина крышки после шлифовки не должна быть меньше 4,20 мм).
Соберите масляный насос в последовательности, обратной разборке. При этом шестерни масляного насоса установите так, чтобы торцы с фаской были обращены в сторону корпуса, после установки шестерни обильно смажьте моторным маслом.
Проверьте легкость вращения шестерен масляного насоса. После сборки проверьте давление масляного насоса на специальном стенде. br> Давление, создаваемое масляным насосом, при частоте вращения 2000 мин "(об / мин) ведущего вала на масле индустриальном И-Г-А-32 при температуре (25 + 8) 'С при выпуске масла из насоса через отверстие диаметром 4 2 мм, длиной 40 мм должно быть 0,325-0,425 МПа (3,25-4,25 кгс / см ").
Проверка состояния редукционного клапана
Отверните пробку 9 редукционного клапана, снимите прокладку, выньте пружину и шарик.
Промойте детали и масляные каналы в корпусе масляного насоса.
При необходимости для плотности прилегания шарика к гнезду корпуса насоса его можно прикончить. Диаметр шарика 11,509 мм.
Проверьте пружину редукционного клапана на отсутствие натирая на нитях и по упругости. При уменьшении нижней границы нагрузки на 55 пружину замените.
Соберите редукционный клапан в последовательности, обратной разборке. Пробку редукционного клапана затяните усилием затяжки 40-50 Н.м (4-5 кгс. М). Редукционный клапан в процессе эксплуатации не регулируется. При проверке на стенде редукционный клапан должен срабатывать (пропускать масло в полость картера двигателя) при давлении 0,55-0,75 МПа (5,5-7,5 кгс / см ").
На двигателе при проверке давления манометром, установленным вместо датчика давления, редукционный клапан должен срабатывать (с учетом потерь в магистрали) при давлении на манометре не менее 0,45 МПа (4,5 кгс / см ").